Главная » 2013 » Апрель » 20 » Последнее техасское предупреждение
18:36
Последнее техасское предупреждение

18 апреля 2013 года 14:43 | Андрей Иванов

Последнее техасское предупреждение

В России, как и в США, мирные объекты представляют угрозу для населения (ссылка на источник "Свободная пресса": http://svpressa.ru/society/article/67009/)

Последнее Техаское предупреждение


Человечество в очередной раз убедилось в своей беззащитности перед техногенными катастрофами. По неофициальным данным, около 70 человек погибло и около 200 получили ранения в результате взрыва на заводе химических удобрений в городе Вест штата Техас в США примерно в полночь на 18 апреля по местному времени. В настоящее время пожарные и спасатели продолжают бороться с последствиями. По мнению специалистов, на заводе возможен еще один взрыв и выброс в атмосферу опасных химических веществ.

Взрыв произошел практически в сельской местности, вдали от крупных городов Далласа и Остина. Но очевидцы рассказывают, что взрывная волна ощущалась и в 15 км от эпицентра. В результате катастрофы были разрушены десятки домов. Некоторые сравнивают последствия с крупномасштабными военными действиями.

Президент России Владимир Путин уже выразил соболезнования президенту США Бараку Обаме в связи со случившимся. К сожалению, комментируя трагедию в Техасе, российские официальные источники не сообщили, насколько жители нашей страны защищены от подобного. Как видим, катастрофы случаются даже в таких богатых и развитых странах, как США. Можно вспомнить и произошедшую всего два года назад аварию на атомной электростанции в Фукусиме. Тем временем, Россия не имеет экономической мощи, как в США и Японии, зато по числу опасных объектов считается одним из мировых лидеров.

В настоящее время на территории страны эксплуатируется 33 энергоблока на 10 атомных электростанциях, еще 28 планируется построить в ближайшие годы. В России работает 14 гидроэлектростанций с мощностью выше 1000МВт и 37 ГЭС с мощностью от 100 до 1000 МВТ. На 85 угольных шахтах трудится почти 200 тыс. человек. Химическая промышленность составляет около 7% всего отечественного производства, а производство только аммиака составляет более 12 млн. тонн и постоянно растет. Все эти объекты могут быть потенциальной угрозой.

– Сегодня в России тысячи и тысячи потенциально опасных объектов, многие из них относятся к вполне мирным производствам, – говорит профессор-эколог Алексей Яблоков. – Все такие предприятия входят в особый список МЧС. Этот список секретный, чтобы террористы не выбирали эти объекты в качестве целей для своих атак. Но количество предприятий, способных принести ущерб, подобный тому, что сейчас в Америке, измеряется сотнями.

«СП»: – Какие отрасли наиболее опасны?

– Много самых разных. Это объекты химической промышленности, машиностроения, нефтеперерабатывающей отрасли. Угрозу представляют и атомные электростанции. Формально они охраняются хорошо. Но по моим ощущениям, это не так. Есть множество способов для террористических атак на них.

«СП»: – Хорошо ли охраняются потенциально опасные производства мирного направления?

– Могу высказать только личное мнение. Мне кажется, что нет. Невозможно организовать охрану такого большого числа предприятий. Другое дело, что многие из них не представляют интерес для террористов. Бандиты обычно выбирают для своих злодеяний места с большой концентрацией людей, а цеха часто стоят на отшибе, – заключает Алексей Яблоков.

В то же время, по оценке специалистов, в 60% случаев аварии происходят вследствие нарушения персоналом техрегламентов и инструкций. Это могут быть как ошибки дежурных, так и систематическое игнорирование правил безопасности со стороны руководства того или иного предприятия. В подавляющем же числе случаев аварий можно было избежать. Теоретические описания и технические рекомендации сейчас существуют практически для любого потенциально опасного процесса.

Статистика говорит, что за последние 20 лет число техногенных катастроф у нас в стране серьезно возросло. Только на шахтах в Кузбассе за два десятилетия произошло 15 аварий с числом жертв более 5 человек. Наиболее страшными стали аварии на шахте Зыряновская в 1997 году (67 погибших) и на шахте Ульяновская в 2007-м в Новокузнецке (110 погибших), а также на шахте Распадская в Междуреченске в 2010-м (91 жертва). Одной из наиболее громких аварий стала катастрофа 2009 года на крупнейшей в России Саяно-Шушенской ГЭС. Тогда погибло 75 человек.

– Есть федеральное законодательство, касающееся требований безопасности. Если неукоснительно исполнять законы, то опасность аварий минимальна, – говорит независимый эксперт по промышленной безопасности Татьяна Мельникова.

«СП»: – После происшествий обычно делаются выводы?

– Конечно. И вне зависимости от причин случившегося производится анализ. Любые несовершенства пытаются устранить, вплоть до внесения поправок в законодательные акты, если выявляются недостатки у них.

«СП»: – Обмениваются ли эксперты знаниями между собой, используют ли мировой опыт?

– Обмен опытом, естественно, происходит. Для этого существуют различные выставки, семинары, научные конференции, есть специальные издания.

Тем не менее, как говорит руководитель научно-технического центра «Взрывобезопасность» Адольф Мишуев, сегодня в России уровень внедрения мероприятий по безопасности далек от желаемого:

– Само название возглавляемого мною центра «Взрывоустойчивость» означает, что взрывы были и будут. Слово «устойчивость» означает, что есть реальные методы, внедрение которых позволяет уменьшить последствия от взрывов газо-, паро-, пыле-, воздушных смесей не на проценты, а в десятки раз. Их внедрение не требует больших затрат и совсем не сложное. Этот вывод базируется не только на теоретических физических предпосылках. Наш научно-технический центр на базе Московского государственного строительного университета располагает материальной базой, полигонной и лабораторной, где мы изучаем все конкретные случаи. Мы рассматриваем возможные ситуации и разрабатываем меры, внедрение которых обеспечит взрывобезопасность и взрывоустойчивость.

«СП»: – К примеру, что это могут быть за мероприятия?

– Мы взаимодействуем с очень нужной и полезной организацией: МЧС. Пока внедрение методов идет несколько медленнее, чем хотелось бы. Мы живем по принципу: пока гром не грянет, шевелиться не будем.

Могу привести конкретный пример. Время от времени взрываются дома из-за утечки газа. Мы постоянно слышим о том, что где-то разрушено полдома. А способ это предотвратить простой. Сейчас везде ставят евроокна. Мы этому аплодируем, конечно. Но производители говорят: «Окна такие же прочные, как и стены дома». Если бы они не были такими прочными, то в случае взрыва значительная часть энергии вышла бы в окна, а так разрушается целое строение. Как быть? – Мы разработали модификацию окон, сохраняющую все прочие их достоинства. Но при малом превышении давления они лопаются и энергию взрыва выпускают в атмосферу. Переделать окна просто, они дороже обычных всего на 5%. Наверное, ради безопасности стоит пойти на эти траты. Сейчас процесс внедрения этой разработки на стадии обсуждения. Мы надеемся, что для газифицированного жилого фонда эти окна получат распространение. Это конкретный пример, но мероприятий много.

«СП»: – Много ли в стране объектов, требующих усовершенствований?

– Для конкретного объекта взрыв очень редкое явление, поэтому об этом не особо думают. На объектах, где были несчастные случаи, там наши мероприятия внедряют. Где взрывов не было, там надеются на авось. Пока внедрение необходимых мероприятий не носит массового и успешного характера. Хотя цена у них копеечная, внедрение простое. Мы надеемся, что при взаимодействии с МЧС удастся это сделать. Тогда техногенных происшествий у нас будет в десятки раз меньше, чем в странах, где этим не занимаются.

«СП»: – Какие объекты наиболее опасны для людей в России?

– Это и атомные объекты, и заводы химической промышленности, и газифицированные здания. Наш научно-технический центр живет под девизом «Ни дня без взрыва!» Имею в виду взрывы на полигоне. Чтобы они не случались около людей. Наши разработки вполне конкретны. Вплоть до железки, до гвоздя, до конструкции объекта, до технологии внедрения.

Пока наше тесное взаимодействие с МЧС дает хорошие результаты, но только локальные. Надеемся, что внедрение необходимых мероприятий примет обязательные формы для всех объектов, которые относятся к классу пожаро- и взрывоопасных.

Фото: Сергей Ермохин/ РИА Новости

 

Просмотров: 527 | Добавил: Иваныч | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]