Главная » 2013 » Март » 24 » О политике экоцида в «Год окружающей среды»
14:03
О политике экоцида в «Год окружающей среды»

Год 2013-й объявлен в России Годом окружающей среды. И вот каковы его первые успехи. Готовится агрессивное вторжение в экологию: в густонаселенной Воронежской области начинается сооружение высокотоксичной промзоны по добыче и переработке никелевых руд.
26 декабря 2011 года Путин, будучи премьером, подписал распоряжение правительства РФ за №2360-р об объявлении конкурса на право пользования участками недр федерального значения в Воронежской области для разведки и добычи медно-никелевых руд. В мае 2012 года определился победитель конкурса – Уральская горно-металлургическая компания (УГМК). Было принято решение о начале разработки месторождения.
По предварительным данным, в Воронежской области разработка никеля может вестись на территории девяти муниципальных районов: Аннинского, Бобровского, Лискинского, Павловского, Верхнемамонского, Богучарского, Калачеевского, Новохопёрского и Таловского. Разработки могут задеть и соседние области Черноземья: Волгоградскую, Липецкую, Тамбовскую.
Даже на фоне разгула экологического беззакония двадцати «демократических» лет в России проект безумен, ибо предполагает развернуть вредное производство на драгоценных черноземах, на берегах чистейшей реки Хопёр, близ уникального Хопёрского заповедника
Кому это надо? России? Нет. Страна потребляет не больше 4% выплавляемого на ее территории никеля, поскольку одолевший Россию капитализм почти целиком уничтожил отечественное машиностроение.
Нужен ли рудник населению Воронежской области? Нет. Вопреки щедрым обещаниям разработчиков об инвестициях, росте занятости населения и т.д. – проект принесет копейки: всего 6% от областного бюджета, а рабочие места, которые будут созданы, займут приезжие – специалистов в горнорудной отрасли в Новохопёрском районе нет.
Что будет, если осуществится проект? Будут уничтожены на больших пространствах драгоценные черноземы – сокровище России и всего человечества. Поднятые из глубин породы отравят токсичными тяжелыми металлами (никелем, ртутью, ураном), а также серой, мышьяком не только собственно территорию разработок, но и обширные площади, занятые отвалами. Заражены будут реки Азовского бассейна, весьма вероятно, что многие из них перестанут существовать. Месторождение будет выработано всего за 20–30 лет, оставив после себя отравленную пустыню.
Добыча и переработка руд нанесет вред здоровью людей. Уже сейчас в центре Воронежа тяжело дышать, ежегодные выбросы вредных веществ в атмосферу составляют 150 тыс. тонн, в Норильске (город меньше в 4 раза) – 1 млн 920 тыс. тонн – в 13 раз больше, чем в Воронеже из-за производства никеля. Никель опасен – в Англии рак носа и легких отнесен к профессиональным заболеваниям работников никелевой промышленности; частота рака легких у них в пять раз выше, рака носа – в 150 раз выше нормальной частоты этих заболеваний.
Так кому же нужен проект? Владельцам УГМК, олигархам – Искандеру Махмудову и Андрею Козицыну, которые станут монополистами и прирастят свои миллионные счета. Нужно их иностранным партнерам – офшорной фирме «Гленкор», которая сможет прибрать к рукам российские стратегические природные ресурсы – последнее крупное медно-никелевое месторождение в Европе. Нужно чиновникам. Их задача – обогащаться, в том числе за счет истребления недр России.
Известно, что губернатор Воронежской области А. Гордеев, бывший министр сельского хозяйства РФ, – кстати, по специальности он инженер-путеец – обратился к правительству РФ с предложением о скорейшем начале разработок: «Нам повезло, что у нас есть никель». Глава региона, может быть, не понимает, что гораздо больше, чем с никелем, области повезло с черноземами... Чиновники все – горой за проект. На Землю и людей им наплевать. Эти понятия не вмещает их сознание.
Самое прискорбное – у разработчиков нашлись сторонники среди недальновидных ученых. Разработку руд на черноземах благословил доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент РАН, заслуженный геолог РФ Н. Чернышов. Проект поддерживает и начальник отдела геологии и лицензирования по Воронежской области департамента по недропользованию в ЦФО, профессор, академик РАГН, заслуженный геолог России А. Плаксенко.
Впрочем, социальная напряженность уже возникла. Население Воронежской области восстало против уничтожения своей земли. Многолюдные митинги, активная и грамотная деятельность созданного для противодействия проекту общественного движения «Зеленая лента», выступления казаков, православных решительно потребовали абсолютного запрета добычи никеля в Черноземье.
На запрос «Зеленой ленты» президенту РФ из администрации пришел ответ: «Содержащийся в Вашем обращении вопрос находится вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, поэтому по данному вопросу Воронежская область обладает всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ)».
Итак, разбираться с протестующими будет разработчик – УГМК. Опыт общения с народом у него имеется. Когда рабочие предприятия, которое намеревался закрыть И. Махмудов, заблокировали проход к заводу, толпу разогнали водометами, несмотря на 20-градусный мороз. Через год аналогичная ситуация повторилась в Челябинской области на медеплавильном предприятии «Карабашмедь». С подробностями биографии Искандера Махмудова можно ознакомиться на сайте «Лучшие люди России».
Разработчики козыряют некими чисто теоретическими рассуждениями о мероприятиях, которые якобы нивелируют экологический вред проекта. Однако двадцатилетний опыт показывает: ресурсодобывающие компании действуют на территории РФ как мародеры – в погоне за прибылью они игнорируют дорогостоящие природоохранные мероприятия. Осуществлять надзор за ними некому, ибо властные чиновники действуют в рамках политики сырьевой колонии, не брезгуя коррупционными доходами.
Распад Советского Союза, несмотря на остановку производства (закрыто 73 тыс. предприятий), вызвал усиление повреждения экосистемы России. На нефтепромыслах Сибири и Сахалина в почву и реки попадают тысячи тонн нефти. Из-за принятия нового Лесного кодекса вырубается и сжигается сибирская тайга и леса европейской части страны.
12 января 2010 года по личному распоряжению В. Путина под благовидным предлогом: дать работу людям – вновь пущен целлюлозно-бумажный комбинат (собственность миллиардера О.Дерипаски), отравляющий Байкал.
Газоконденсатный завод в Астрахани поливает кислотными дождями нерестилища осетровых, уничтожает ценнейшие породы рыб.
Субтропическая жемчужина: район Сочи – Красная Поляна – превращен олимпийским строительством в бетонно-асфальтовую помойку.
Расширяется добыча алмазов в Архангельской области на месторождении им. М.В. Ломоносова ОАО «Севералмаз», дочерняя компания АК «Алроса». В 2013 году годовой объем извлекаемого кимберлита должен увеличиться с 1 млн тонн до 4 млн тонн. Глубину карьера от 100 метров предполагается довести до 400 метров, диаметр воронки – от 4 до 7 километров. Отсасывающие станции выбрасывают 24 тыс. кубометров воды в реку Золотица. Вода периодически приобретает красноватый цвет, но экологическая служба на месторождении принадлежит ОАО «Севералмаз», население лишено информации и не может оценить влияние добычи на экосистему. Леса на месторождении и по дороге к нему вырубаются, разрушаются деревни, среда обитания поморов.
Нужны ли бриллианты простым гражданам России? Нет. Нужна ли им Олимпиада? Нет. Прибыль получат олигархи. Получат и уедут в комфортные страны, бросив изуродованную землю России. А простые граждане останутся тут жить. Вернее – умирать, потому что катастрофическое разрушение природной среды не может не сказаться на здоровье людей.
Экоцид – повреждение природы. Экоцид всегда идет рука об руку с геноцидом. Экоцид плюс геноцид – формула власти, которая уже двадцать лет убивает страну. Но даже на этом фоне чудовищное словосочетание «Воронежский никель» – экологический беспредел.
Наши отцы и деды, бившиеся в Сталинграде, говорили: «За Волгой для нас земли нет!» Сегодня для нас нет земли за Хопром. У нынешнего молодого поколения уже вообще нет земли – неотравленной, живой. Зато есть раковые корпуса и детские хосписы, которые строят для того, чтобы детям было где умирать от рака. Страшное словосочетание «детский хоспис» – прямое следствие словосочетания «Воронежский никель».
Даже за века Земле не удастся залечить страшные воронки вскрытых кимберлитовых трубок алмазных разработок. Земли поморов изуродованы навсегда. Тайгу и Сочи мы тоже потеряли. Прежними они не будут уже никогда. Но Хопёр еще жив. Хопёр сражается.
И потому сегодня каждая общественно-политическая организация, каждый гражданин России, который хочет жить, должны найти способ поддержать «Зеленую ленту», ее руководителя Валентину Боброву и всех воронежцев, которые сражаются за свою землю.
Любопытно смотреть видеозапись встреч воронежцев из антиникелевого движения с представителями УГМК и властными чиновниками. С одной стороны – страсть людей, борющихся за жизнь, землю, детей, с другой – холодное равнодушие антилюдей, презрительное равнодушие палача, уже положившего жертву на плаху и абсолютно уверенного в том, что сколько бы жертва ни пищала, ее голова будет отсечена.
Есть тысячи способов выжить человеку на Земле – добывать полезные вещества из отвалов и отходов, строить прежде любого производства очистные сооружения, но главное – умерить аппетиты, заменить алчность на благоразумие, производить и потреблять только самое необходимое. Но для этого вместо антилюдей руководить областью и страной должны люди. Жители Воронежской области на выборах губернатора в сентябре должны привести к власти людей. Антиникелевое движение показало – такие люди на Воронежской земле есть.
 
М.Я. ЛЕМЕШЕВ, д.э.н., академик РАЕН; Ю.А. ЛИСОВСКИЙ, канд. физ.-мат. наук; А.Н. САМАРИН, канд. философ. наук; Л.К. ФИОНОВА, доктор физ.-мат. наук
 

 [19/03/2013]

Просмотров: 683 | Добавил: Иваныч | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]